Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"




О. А. Шипицина
Гимназия № 26 (Омск),  учитель   
  Я.  Н. Щербакова
Гимназия № 26 (Омск),  учитель 
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
" Все компьютеры в мире не смогут заменить
любознательных студентов, компетентных педагогов,
неравнодушных партнеров и общество,
осознающее ценность Образования на протяжении жизни "
Билл Гейтс
   Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность информации. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Современное общество в научных исследованиях принято называть как «информационным обществом». Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования, которые характеризуются следующими факторами:
-   смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно;
-   освоение навыков работы с любой информацией и формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
-   дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность». [2,3,5]
Развитие информационного общества привело к тому, что одной из важнейших составляющих реформы российского образования становится информационная парадигма. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетентность) — это деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей информационно-коммуникационными компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также умение ориентироваться в информационной среде. Использование электронных образовательных ресурсов способствует формированию интеллектуальных умений, росту познавательной активности, доступности и привлекательности образования. А это весомые показатели качественно нового уровня образования.[1,2]
ИКТ все активнее приходят в современные образовательные учреждения. Совершенствуется программно-методическое оснащение школ, использующих компьютерные технологии. В современных учебных кабинетах появились не только персональные компьютеры для учителя, но и интерактивные доски и мобильные классы. В состав мобильного класса входят 15 мобильных компьютеров обучающихся и компьютер преподавателя.  Система из 16 ноутбуков  позволяет быстро развернуть беспроводную компьютерную сеть в  учебном помещении.  
В гимназии №26 г. Омска, мобильный класс появился два года назад. Данная установка предоставила нам как учителям-предметникам возможность совершенствования форм подачи учебного материала. Учитель в данном случае выступает не только в статусе источника знаний, но и в роли координатора, наставника. На уроках с применением мобильного класса вокруг каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные сообщения. Таким образом, применение мобильного класса позволяет индивидуализировать учебный процесс.  Каждый учащийся  имеет возможность работать самостоятельно, в своём темпе. Отсюда и возрастающий   интерес к предмету, и рост качества образовательного процесса.
Также нами отмечены следующие преимущества применения мобильного класса при проведении уроков в начальной школе:
• для проведения занятий нет необходимости в специально оборудованном компьютерном классе;
• существенно повышается наглядность изложения учебного материала (благодаря технологиям мультимедиа);
• появилась возможность контролировать и проверять знания с помощью интерактивных тестов и оценивать результат объективно и своевременно;
• преподаватель может приостановить показ учебного фрагмента в любом месте,   вернуться к любой части урока, делая при этом комментарии по теме, иными словами, учитель становится дидактически более мобильным.
Отмеченные преимущества приводят к тому, что существенно увеличивается содержательное наполнение урока и его дидактическая ценность.
Как показывает наш опыт, использование мобильного класса эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации (презентация нового материала, просмотр учебных фильмов и т.д.), на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером (работа по заполнению или восстановлению алгоритмов; создание интеллект-карт с использованием текста учебника; выполнение обложек  к литературному произведению и т.д.), на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений (создание отдельных слайдов или презентаций изучаемой тематики, редактирование текстов; работа с различными онлайн словарями и т.д.), на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения (работа с онлайн тренажёрами; в том числе с тренажёрами по проверке техники чтения, создание и проведение учащимися индивидуальных проверочных работ и т.д.).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Решение учебной задачи
Организует диалог, подводящий к поиску путей решения учебной задачи, уточняет правило
Учитель:  «Учебная задача нами определена. Давайте попробуем высказать свои предположения.
В каких случаях  глаголы будут оканчиваться на тся, а в каких на ться? Для этого выстроим «ассоциативный куст» ».
Записываются на экране предположения детей.
Учитель:  «Для дальнейшей работы я предлагаю вам   в парах  дополнить алгоритм».
Работа с предложенным алгоритмом.   
«Услышав [ца]  на конце слова буду узнавать:
1.             Звуки [ца] в _____ или нет?
2.Если в _______________, то в _________ или нет?
3.Если в _____ пишу ТЬСЯ, если в другой форме, пишу ТСЯ.
Учитель:  «Проверим, что у вас получилось».
 Демонстрация работы нескольких пар на мониторах компьютеров.
Высказывают свои предположения по решению учебной задачи






Работают в парах за мониторами. Учащиеся впечатывают нужные, по их мнению, слова в алгоритм.
Рассмотрим несколько примеров использования мобильного класса на практике. Фрагмент урока русского языка в 3 классе. Тема урока «Правописание глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться », УМК «Гармония».
Ещё один пример. Фрагмент урока литературного чтения в первом классе. Тема урока «Русская народная сказка «Гуси-лебеди», УМК «Гармония».
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Самостоятель-
ная творческая деятель
ность учащих
ся.

Организует диалог, подводящий к поиску путей решения учебной задачи.
Учитель:  «Откройте на рабочем столе ноутбука папку «Сказка». В папке находятся слайды с иллюстрациями к сказке «Гуси-лебеди». Для каждой группы по два слайда. Найдите в тексте отрывок, который изображён на иллюстрации, и подпишите несколькими предложениями слайд».
Осуществляет тьюторское сопровождение учащихся.
 Учитель:  «Проверим, что у вас получилось – соберём диафильм по сказке».
Демонстрация работы диафильма на мониторах компьютеров.
Объединяются в группы,
распределяют роли, осуществляют поиск отрывка, и составляют подписи к диафильму.



По мере необходимости консультируются с учителем.

[О формировании УУД и навыков смыслового чтения в процессе работы учащихся на уроках филологического цикла см.  [4, с.122]
Подводя итоги, хочется отметить, что изменения в образовательном пространстве происходят непрерывно, существует постоянная необходимость предоставлять обучающимся знания на уровне современных требований и    мобильное обучение рассматривается как более поддающееся учету и измерению.  Однако было бы недальновидным полагать, что мобильное обучение заменит собой традиционное   обучение. В традиционном учебном классе дети имеют возможность знакомиться друг с другом и развивать и выстраивать межличностные отношения.  Без взаимодействия в диалоге и наставничества мобильное обучение утрачивает свою ценность. Учащимся необходима возможность обращаться к преподавателям и одноклассникам, чтобы задавать вопросы и получать рекомендации.  В конечном счете, обучение – это деятельность, осуществляемая «от человека к человеку».  
Библиографический список
1. Акуленко В.Л., К вопросу об уточнении понятий «ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность» / В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г. Москва, 16-17 мая 2005 г.). - М.: ИИО РАО, 2005. -  №17. - С.3 – 9.
2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. /  М.П. Лапчик — Омск: изд-во ОмГПУ, 2007. — 143 с.
3. Лапчик М.П. О целях информатического образования учащихся /  М.П. Лапчик // Информатика и образование. – 2008. - № 3. – С.3 – 6
4. Шипицина О.А. Формирование универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках филологического цикла / Филологические и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе: материалы Первой научно-практической конференции для учителей и работников образования (Омск, 28 марта 2013года)/отв. ред.Е.А. Глотова – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013 – 204 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий