О. А. Шипицина
Гимназия № 26 (Омск),
учитель
Я. Н. Щербакова
Гимназия № 26 (Омск),
учитель
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО КЛАССА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
" Все
компьютеры в мире не смогут заменить
любознательных студентов,
компетентных педагогов,
неравнодушных партнеров и
общество,
осознающее ценность
Образования на протяжении жизни "
Билл Гейтс
Отличительной
чертой современного общества становится все возрастающая роль и ценность
информации. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей
сменяются быстрее, чем поколения людей. Современное общество в научных
исследованиях принято называть как «информационным обществом». Вхождение
человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально
новые требования к системе образования, которые характеризуются следующими
факторами:
- смещение основного акцента с усвоения значительных
объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых
знаний и умениями учиться самостоятельно;
- освоение навыков работы с любой информацией и
формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа
мышления;
- дополнение традиционного принципа «формировать знания,
умения и навыки» принципом «формировать компетентность». [2,3,5]
Развитие информационного общества привело к тому, что
одной из важнейших составляющих реформы российского образования становится
информационная парадигма. Компетентность в области
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетентность) — это
деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей
информационно-коммуникационными компетенциями, определяющие возможность
личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи,
которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также
умение ориентироваться в информационной среде. Использование электронных
образовательных ресурсов способствует формированию интеллектуальных умений,
росту познавательной активности, доступности и привлекательности образования. А
это весомые показатели качественно нового уровня образования.[1,2]
ИКТ все активнее приходят в современные
образовательные учреждения. Совершенствуется программно-методическое оснащение
школ, использующих компьютерные технологии. В современных учебных кабинетах
появились не только персональные компьютеры для учителя, но и интерактивные
доски и мобильные классы. В состав мобильного класса входят 15 мобильных
компьютеров обучающихся и компьютер преподавателя. Система из 16 ноутбуков позволяет быстро развернуть беспроводную
компьютерную сеть в учебном помещении.
В гимназии №26 г. Омска, мобильный класс появился два
года назад. Данная установка предоставила нам как учителям-предметникам
возможность совершенствования форм подачи учебного материала. Учитель в данном
случае выступает не только в статусе источника знаний, но и в роли
координатора, наставника. На уроках с применением мобильного класса вокруг
каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в
себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные
сообщения. Таким образом, применение мобильного класса позволяет
индивидуализировать учебный процесс.
Каждый учащийся имеет возможность
работать самостоятельно, в своём темпе. Отсюда и возрастающий интерес
к предмету, и рост качества образовательного процесса.
Также нами отмечены следующие преимущества применения мобильного
класса при проведении уроков в начальной школе:
• для
проведения занятий нет необходимости в специально оборудованном компьютерном
классе;
• существенно
повышается наглядность изложения учебного материала (благодаря технологиям
мультимедиа);
• появилась
возможность контролировать и проверять знания с помощью интерактивных тестов и
оценивать результат объективно и своевременно;
• преподаватель
может приостановить показ учебного фрагмента в любом месте, вернуться к любой части урока, делая при этом
комментарии по теме, иными словами, учитель становится дидактически более
мобильным.
Отмеченные преимущества приводят к тому, что
существенно увеличивается содержательное наполнение урока и его дидактическая
ценность.
Как показывает наш опыт, использование мобильного
класса эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе
предъявления учебной информации (презентация нового материала, просмотр учебных
фильмов и т.д.), на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного
взаимодействия с компьютером (работа по заполнению или восстановлению
алгоритмов; создание интеллект-карт с использованием текста учебника;
выполнение обложек к литературному
произведению и т.д.), на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и
умений (создание отдельных слайдов или презентаций изучаемой тематики,
редактирование текстов; работа с различными онлайн словарями и т.д.), на этапе
промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов
обучения (работа с онлайн тренажёрами; в том числе с тренажёрами по проверке
техники чтения, создание и проведение учащимися индивидуальных проверочных
работ и т.д.).
Этап урока |
Деятельность
учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Решение
учебной задачи
|
Организует диалог, подводящий к поиску путей решения
учебной задачи, уточняет правило
Учитель:
«Учебная задача нами определена. Давайте попробуем высказать свои
предположения.
В каких случаях
глаголы будут оканчиваться на тся,
а в каких на ться? Для этого
выстроим «ассоциативный куст» ».
Записываются на экране предположения детей.
Учитель: «Для
дальнейшей работы я предлагаю вам в
парах дополнить алгоритм».
Работа с предложенным алгоритмом.
«Услышав [ца]
на конце слова буду узнавать:
1.
Звуки [ца] в _____ или нет?
2.Если в _______________, то в _________ или нет?
3.Если в _____ пишу ТЬСЯ, если в другой форме, пишу
ТСЯ.
Учитель: «Проверим, что у вас получилось».
Демонстрация
работы нескольких пар на мониторах компьютеров.
|
Высказывают свои предположения по решению учебной
задачи
Работают в парах за мониторами. Учащиеся впечатывают нужные, по их мнению, слова в
алгоритм.
|
Рассмотрим несколько примеров использования мобильного
класса на практике. Фрагмент урока русского языка в 3 классе. Тема урока
«Правописание глаголов, оканчивающихся на –тся и
–ться », УМК «Гармония».
Ещё один пример. Фрагмент урока литературного чтения в
первом классе. Тема урока «Русская народная сказка «Гуси-лебеди», УМК
«Гармония».
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Самостоятель-
ная творческая деятель
ность учащих
ся.
|
Организует
диалог, подводящий к поиску путей решения учебной задачи.
Учитель: «Откройте на рабочем столе ноутбука папку
«Сказка». В папке находятся слайды с иллюстрациями к сказке «Гуси-лебеди».
Для каждой группы по два слайда. Найдите в тексте отрывок, который изображён
на иллюстрации, и подпишите несколькими предложениями слайд».
Осуществляет тьюторское сопровождение
учащихся.
Учитель: «Проверим,
что у вас получилось – соберём диафильм по сказке».
Демонстрация работы диафильма на
мониторах компьютеров.
|
Объединяются в группы,
распределяют роли, осуществляют поиск
отрывка, и составляют подписи к диафильму.
По мере необходимости консультируются с учителем.
|
[О формировании УУД и навыков смыслового чтения в
процессе работы учащихся на уроках филологического цикла см. [4, с.122]
Подводя итоги, хочется отметить, что изменения в
образовательном пространстве происходят непрерывно, существует постоянная
необходимость предоставлять обучающимся знания на уровне современных требований
и мобильное
обучение рассматривается как более поддающееся учету и измерению. Однако было бы недальновидным полагать, что
мобильное обучение заменит собой традиционное обучение. В традиционном учебном классе дети
имеют возможность знакомиться друг с другом и развивать и выстраивать
межличностные отношения. Без
взаимодействия в диалоге и наставничества мобильное обучение утрачивает свою
ценность. Учащимся необходима возможность обращаться к преподавателям и одноклассникам,
чтобы задавать вопросы и получать рекомендации. В конечном счете, обучение – это деятельность,
осуществляемая «от человека к человеку».
Библиографический список
1. Акуленко В.Л., К вопросу об уточнении понятий
«ИКТ-компетенция» и «ИКТ-компетентность» / В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова //
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и
коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном
образовании» (г. Москва, 16-17 мая 2005 г .). - М.: ИИО РАО, 2005. - №17. - С.3 – 9.
2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров.
Монография. / М.П. Лапчик — Омск: изд-во
ОмГПУ, 2007. — 143 с.
3. Лапчик М.П. О целях информатического образования
учащихся / М.П. Лапчик // Информатика и
образование. – 2008. - № 3. – С.3 – 6
4. Шипицина О.А. Формирование универсальных учебных
действий при работе с текстом на уроках филологического цикла / Филологические
и культурологические дисциплины в рамках реализации ФГОС в школе и вузе:
материалы Первой научно-практической конференции для учителей и работников
образования (Омск, 28 марта 2013года)/отв. ред.Е.А. Глотова – Омск: Изд-во
ОмГПУ, 2013 – 204 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий